Соломонов В.Н.

Программа

курса «Основ безопасности жизнедеятельности»

для учащихся МОУ «Лицей № 124»

 

                               Х класс

 

                               1 раздел

 

             Обеспечение безопасности детей в современных

                               условиях.

 

Тема 1. Условия безопасного поведения детей. ( Проводятся в начале

        каждого учебного семестра с доведением всех мер безопасно-

        сти под роспись в журнале.)

 

Тема 2. Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной

        жизни, правила безопасного поведения детей, экологическая

        безопасность.

 

             Окружающая среда, взаимодействие человека с окружающей

        средой в процессе жизнедеятельности, возможные факторы опас-

        ности, возникающие в повседневной жизни детей. Основные прин-

        ципы охраны окружающей природной среды.

             Современное жилище, особенности его жизнеобеспечения в

        зависимости от места проживания. Источники и виды опасных и

        вредных факторов современного жилища. Основы безопасного по-

        ведения детей при пользовании электроприборами, газом, водой,

        средствами бытовой химии, соблюдение ими противопожарных

        мер. Экологическая безопасность населения.

             Транспорт и опасность, исходящая от него, правила пове-

        дения на улице, в транспорте, на дорогах.

             Окружающая природа и правила безопасного поведения детей:

        пожарная безопасность, ориентирование, съедобные и несъедоб-

        ные плоды, ягоды, грибы, поведение на водоемах, экология

        окружающей среды и безопасность человека.

             Бытовой травматизм, предупреждение бытового травматизма

        среди детей, меры профилактики.

             Правила поведения во время подвижных игр и меры безопас-

        ности. Причины травм глаз, отравление несъедобными грибами,

        ожоги, обморожение и их предупреждение.

 

Тема 3. Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность

        детей.

 

             Наиболее вероятные чрезвычайные ситуации локального ха-

        рактера в городе, в местах проживания и передвижения.

             Особенности города как среды, созданной человеком. Нали-

        чие в нем зон повышенной опасности. Система обеспечения бе-

        зопасности ( милиция, пожарная охрана, скорая помощь и др.)

             Возможные жизнеопасные ситуации аварийного характера в

        жилище. Пожар в жилище. Возможные причины возникновения по-

        жара. Правила поведения при пожаре.

             Затопление жилища. Возможные причины. Правила поведения

        при затоплении.

             Возможные чрезвычайные ситуации локального характера

        на транспорте и правила поведения.

             Чрезвычайные ситуации криминального характера. Зоны по-

        вышенной криминальной опасности. Правила поведения в кримина-

        льной ситуации, ее прогнозирование, принятие решения на дей-

        ствие. Рекомендации детям по уменьшению риска попадания в

        криминальную ситуацию.

             Чрезвычайные ситуации локального характера в природе,

        их разновидность и возможные причины возникновения.

             Автономное существование в природных условиях. Ситуации

        возможной автономии.

 

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения,

        возможные экологические последствия, защита населения от пос-

        ледствий чрезвычайных ситуаций.

 

             Чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясе-

        ния, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи, цунами,

        наводнения, лесные и торфяные пожары. Основные понятия, воз-

        можные последствия, меры, принимаемые по снижению ущерба от

        последствий.

             Рекомендации по поведению во время чрезвычайных ситуаций

        природного характера. Пожары,взрывы, производственные аварии,

        выбросы сильнодействующих природных веществ, аварии с выбро-

        сом радиоактивных веществ. Характеристика очагов поражения

        при аварии на АЭС, особенности радиоактивного заражения мест-

        ности, воздуха и воды при авариях на АЭС.

             Нарушение экологического равновесия в местах прожива-

        ния. Загрязнение атмосферы, загрязнение почвы, природных вод.

             Рекомендации учащимся по действиям в условиях техноген-

        ных чрезвычайных ситуациях.

 

Тема 5. Гражданская оборона, ее организация, предназначение и задачи

        по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мир-

        ного и военного времени.

 

             Российская система предупреждения и действия в чрезвы-

        чайных ситуациях, ее предназначение, структура и задачи. Роль

        и место гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях мирного

        и военного времени.

             Единая система доведения до населения предупредительного

        сигнала " Внимание всем ". Основной способ оповещения населе-

        ния в случаях угрозы или возникновения стихийных бедствий,

        аварий катастроф, а также в случае возникновения угрозы на-

        падения противника.

             Средства индивидуальной защиты, защитные сооружения,

        приспособления подвальных и других заглубленных помещений под

        противорадиационные убежища для защиты населения.

             Спасательные и другие неотложные работы в очагах пора-

        жения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах при

        применении противником средств поражения.

             Приборы радиационной и химической разведки и дозиметри-

        ческого контроля.

             Организационная структура гражданской обороны учебного

        заведения. Функциональные обязанности по гражданской обороне

        учащихся. Планы по гражданской обороне учебного заведения

        в мирное и военное время.

             Проведение объективной тренировки по подготовке учащих-

        ся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях в соответст-

        вии с планом по гражданской обороне учебного заведения.

 

                               3 раздел

 

             Основы медицинских знаний и правила оказания

                       первой медицинской помощи.

 

Тема 1. Медицинская характеристика состояний, требующих оказания

        первой медицинской помощи.

 

             Понятие о болезни, причина болезни. Внешние и внутрен-

        ние факторы, способствующие заболеванию. Понятие о первой

        медицинской помощи, особенности оказания ее в чрезвычайных

        ситуациях.

 

Тема 2. Характеристика детского травматизма и первая медицинская

        помощь.

 

             Основные виды и причины травм в школьном возрасте. Прие-

        мы оказания первой медицинской помощи при ссадинах, порезах,

        ожогах, обморожениях, укусах насекомых, попадание инородных

        тел в глаз. Понятие о само- и взаимопомощи.

 

                               4 раздел

 

                  Основы подготовки к военной службе.

 

Тема 3. Организация медицинского обследования, освидетельствование и

        постановка на воинский учет ( практическое занятие на призыв-

        ном пунке военкомата ).

 

             Организация медицинского освидетельствования врачами-

        специалистами и постановка учащихся на первичный воинский

        учет.

                               5 раздел

 

                   Прикладная физическая подготовка.

                   ( смотри программу за 11 класс )

 

                               XI класс

 

                               1 раздел

 

             Обеспечение безопасности детей в современных

                               условиях.

 

Тема 1. Условия безопасного поведения детей. ( Проводятся в начале

        каждого учебного семестра с доведением всех мер безопасно-

        сти под роспись в журнале.)

 

                               2 раздел

 

             Формирование привычек здорового образа жизни.

 

Тема 1. Здоровье и здоровый образ жизни.

 

             Понятие о здоровье. Здоровье индивидуальное, семейное,

        общественное. Комплекс факторов, влияющих на здоровье челове-

        ка: зависимость здоровья от состояния биосферы и окружающей

        среды, уровня развития науки и техники, здравоохранения,

        сферы обслуживания и условий жизни.

            Понятие здорового образа жизни. Формирование привычек

        здорового образа жизни как медико-социальная проблема. Основ-

        ные элементы здорового образа жизни. Взаимосвязь образа жиз-

        ни и здоровья. Факторы риска. Нетрадиционные методы лечения

        и профилактика. Основные требования здорового образа жизни в

        детском возрасте. Личная гигиена детей. Уход за телом, ротовой

        полостью, половыми органами. Гигиена одежды и обуви.

             Использование природных факторов закаливания ребенка.

        Двигательный режим детей, его значение для профилактики за-

        болеваний, дозирование нагрузки, режим учебы и отдыха. Основы

        рационального питания. Рациональная организация труда и отды-

        ха во время учебы, профилактика утомления. Динамика умствен-

        ной работоспособности в течении дня, недели, года.

             Медицинские и социальные аспекты вредных привычек, влия-

        ние алкоголя на организм. Состав табачного дыма и его влияние

        на организм. Понятие о наркомании и токсикомании, их разрушаю-

        щее действие на организм.

             Психологические и физиологические особенности детского

        организма. Психологическая уравновешенность ребенка, ее зна-

        чение для профилактики заболеваний.

 

                               3 раздел

 

             Основы медицинских знаний и правила оказания

                       первой медицинской помощи.

 

Тема 3. Инфекционные болезни у детей, их признаки. Меры профилактики.

 

             Понятие об инфекционных болезнях. Классификация инфек-

        ционных болезней. Меры профилактики.

             Понятие об иммунитете. Профилактические прививки. Факто-

        ры, снижающие иммунитет.

 

Тема 4. Острые отравления, тепловой и солнечный удары и первая меди-

        цинская помощь.

 

             Классификация острых отравлений. Общие принципы оказания

        неотложной помощи при острых отравлениях. Тепловой и солнеч-

        ный удары, неотложная помощь и профилактика. Формирование

        привычки негативного отношения к курению, алкоголю и нарко-

        мании. Воспитание психологической устойчивости в опасных си-

        туациях.

 

Тема 5. Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

 

             Первая медицинская помощь при лучевых поражениях. Приз-

        наки поражения ОВ. Индивидуальная аптечка и правила ее ис-

        пользования. Шприц-тюбик. Представление о дегазации и са-

        нитарной обработке одежды и открытых повреждений тела.

 

                               4 раздел

 

                  Основы подготовки к военной службе.

 

Тема 1. Основы обороны государства.

 

             Основные определения и понятия об обороне государства,

        ее организации. Средства вооруженной защиты и борьбы.

             Вооруженные Силы Российской Федерации. Основополагающие

        документы, определяющие основные положения по обороноспособ-

        ности государства и обязанности граждан по защите Отечества.

             Боевые традиции Российских Вооруженных Сил. Символы

        воинской чести.

 

Тема 2. Назначение, состав и принцип строительства российских Воо-

        руженных Сил.

 

             Российские Вооруженные Силы на современном этапе, наз-

        начение, состав, виды Вооруженных Сил, рода войск, их воору-

        жение и боевые возможности. Специальные войска, их предназ-

        начение.

             Особенности прохождения службы в различных видах Воору-

        женных Сил и в родах войск в мирное и военное время. Основные

        требования к призывнику с учетом специфики служб. Рекоменда-

        ции по выбору и подготовке к службе в Вооруженных Силах.

 

Тема 3. Организация медицинского обследования, освидетельствование и

        постановка на воинский учет ( практическое занятие на призыв-

        ном пунке военкомата ).

 

             Организация медицинского освидетельствования врачами-

        специалистами и постановка учащихся на первичный воинский

        учет.

 

Тема 4. Воинская обязанность и военная служба граждан.

 

             Общие положения о воинской обязанности, законодатель-

        ство Российской Федерации о воинской обязанности и военной

        службе.

             Воинский учет. Организация воинского учета. Первоначаль-

        ная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан

        по воинскому учету.

             Подготовка граждан к военной службе. Обязательная под-

        готовка к военной службе и ее содержание.

             Призыв граждан на военную службу, порядок освобождения

        и отсрочки от призыва на военную службу. Поступление граж-

        дан на военную службу по контракту. Альтернативная служба.

        Сроки военной службы. Основные обязанности граждан при испол-

        нении военной службы.

             Военная форма одежды. Военная присяга и порядок ее при-

        нятия. Воинские должности и порядок назначения на них. Соста-

        вы военнослужащих и воинские звания, порядок их присвоения.

        Запас Вооруженных Сил Российской Федерации и порядок зачис-

        ления в запас. Статус военнослужащего. Основные права, свобо-

        ды и гарантии по социальной защите.

 

Тема 5. Воинские уставы и воинские коллективы.

 

             Воинские уставы, история их создания. Значение воинских

        уставов в жизнедеятельности военнослужащих и воинских коллек-

        тивов. Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

             Воинские коллективы, понятие о воинском коллективе,

        внутриколлективные отношения.

             Понятие о психологической совместимости личного состава

        и ее значение при выполнении боевых задач.

 

Тема 6. Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России.

 

             Общая классификация военных училищ. Правила приема в

        военные училища, условия приема, порядок отбора кандидатов,

        вступительные экзамены.

             Оканчание военно-учебного заведения. Присвоение офицер-

        ского звания, назначение на должность, прохождение службы на

        офицерских должностях.

 

                               5 раздел

 

                    Прикладная физическая подготовка.

 

            Программа по прикладной физической подготовке составлена

        исходя из условий обучения учащихся в инженерно-техническом

        лицее ( большая загруженность по общеобразовательным предме-

        там, учеба в ВУЗАХ ),небольшая учебно-материальная база по

        физической культуре, наличие уникального тренажерного зала.

        Она охватывает несколько видов спортивной деятельности и ин-

        тегрированно входит в уроки физической культуры, которые про-

        водит преподаватель-организатор ОБЖ совместно с учителями

        физической культуры ( является преподавателем физической ку-

        льтуры ).

            Занятия проводятся без разделения на группы - девушки,

        юноши, поэтому основное направление деятельности учащихся на

        таких занятиях - это самостоятельная работа индивидуального

        или группового характера. Юноши в большей мере используют

        упражнения на развитие силы, выносливости, ловкости,быстроты.

 

Тема 1. Упражнения для развития мышц.

 

            Выполнение общефизических упражнений для мышц рук, ног,

        туловища. Упражнения на перекладине ( поднос прямых ног,

        подъем переворотом ), на гимнастической стенке, на брусьях.

        Выполнение упражнений по карточкам для различных групп мышц

        ( карточки прилагаются ).

 

Тема 2. Упражнения для развития ловкости, специальных качеств.

 

            На уроках по легкой атлетике:

        - ходьба обыкновенным шагом;

        - ускоренная ходьба;

        - бег " трусцой ";

        - бег средней мощности;

        - бег максимальной мощности;

        - прыжки в длину с разбега;

        - прыжки в высоту с разбега;

        - прыжки в длину с места;

        - метание мяча.

            На уроки по спортивным играм выносятся специально направ-

        ленные упражнения для развития физических качеств: быстроты,

        ловкости, прыгучести, скоростной выносливости, устойчивости

        к гипоксии, вестибюлярной устойчивости.

            На уроках по лыжной подготовке: упражнения на равновесие,

        стойки на носках, одной ноге, разновидности ходьбы, тоже са-

        мое, но в сочетании с движениями руками, поворотами. Повороты

        на месте и в движении, преодоление препятствий, передвижение

        с грузом, подъемы и спуски различной категории сложности.

 

Тема 3. Приемы самозащиты.

 

            Разучивание и тренировка в выполнении: подготовительных

        приемов самозащиты ( самостраховка ); задняя подножка; свя-

        зывание противника; защита от ударов рукой, ногой, освобож-

        дение от захвата противника, защита от ударов ножом сверху,

        снизу, сбоку, прямо; обезоруживание противника.

 

Тема 4. Туризм и ориентирование на местности.

 

            Отработка вопросов ориентирования на местности,отработка

        самостраховки при преодолении препятствий, преодоление пре-

        пятствий. Порядок движения по азимуту.

            Однодневный пеший поход. Экипировка, подгонка снаряжения

        и обуви. Правила передвижения, ориентирование на местности.

        Особенности передвижения и ориентирования. Прокладка маршрута,

        определение мест привалов. Разбивка лагеря, приготовление

        пищи.

 

                              6 раздел.

 

                       Факультативные занятия.

 

            Факультативные занятия по программе, разработанной на

        основе учебных элементов, содержащихся в данной программе.


Соломонов В.Н.