Программа
курса «Основ безопасности жизнедеятельности»
для учащихся МОУ «Лицей № 124»
Х класс
1 раздел
Обеспечение безопасности детей в
современных
условиях.
Тема 1. Условия безопасного
поведения детей. ( Проводятся в начале
каждого учебного семестра с доведением
всех мер безопасно-
сти под
роспись в журнале.)
Тема 2. Окружающая среда,
опасности, возникающие в повседневной
жизни, правила безопасного поведения
детей, экологическая
безопасность.
Окружающая среда, взаимодействие
человека с окружающей
средой в процессе жизнедеятельности,
возможные факторы опас-
ности,
возникающие в повседневной жизни детей. Основные прин-
ципы охраны
окружающей природной среды.
Современное жилище, особенности
его жизнеобеспечения в
зависимости от места проживания.
Источники и виды опасных и
вредных факторов современного жилища.
Основы безопасного по-
ведения детей при пользовании
электроприборами, газом, водой,
средствами бытовой химии, соблюдение
ими противопожарных
мер. Экологическая безопасность
населения.
Транспорт и опасность, исходящая
от него, правила пове-
дения на
улице, в транспорте, на дорогах.
Окружающая природа и правила безопасного
поведения детей:
пожарная безопасность, ориентирование,
съедобные и несъедоб-
ные плоды,
ягоды, грибы, поведение на водоемах, экология
окружающей среды и безопасность
человека.
Бытовой травматизм, предупреждение
бытового травматизма
среди детей, меры профилактики.
Правила поведения во время
подвижных игр и меры безопас-
ности.
Причины травм глаз, отравление несъедобными грибами,
ожоги, обморожение и их предупреждение.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации
локального характера и безопасность
детей.
Наиболее вероятные чрезвычайные
ситуации локального ха-
рактера в
городе, в местах проживания и передвижения.
Особенности города как среды, созданной
человеком. Нали-
чие в нем зон
повышенной опасности. Система обеспечения бе-
зопасности (
милиция, пожарная охрана, скорая помощь и др.)
Возможные жизнеопасные ситуации
аварийного характера в
жилище. Пожар в жилище. Возможные
причины возникновения по-
жара. Правила поведения при пожаре.
Затопление жилища. Возможные
причины. Правила поведения
при затоплении.
Возможные чрезвычайные ситуации
локального характера
на транспорте и правила поведения.
Чрезвычайные ситуации
криминального характера. Зоны по-
вышенной
криминальной опасности. Правила поведения в кримина-
льной
ситуации, ее прогнозирование, принятие решения на дей-
ствие. Рекомендации
детям по уменьшению риска попадания в
криминальную ситуацию.
Чрезвычайные ситуации локального
характера в природе,
их разновидность и возможные причины
возникновения.
Автономное существование в
природных условиях. Ситуации
возможной автономии.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации
природного и техногенного происхождения,
возможные экологические последствия,
защита населения от пос-
ледствий
чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного
характера. Землетрясе-
ния, оползни,
сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи, цунами,
наводнения, лесные и торфяные пожары.
Основные понятия, воз-
можные
последствия, меры, принимаемые по снижению ущерба от
последствий.
Рекомендации по поведению во время
чрезвычайных ситуаций
природного характера. Пожары,взрывы, производственные аварии,
выбросы сильнодействующих природных
веществ, аварии с выбро-
сом радиоактивных веществ. Характеристика
очагов поражения
при аварии на АЭС, особенности
радиоактивного заражения мест-
ности,
воздуха и воды при авариях на АЭС.
Нарушение экологического
равновесия в местах прожива-
ния.
Загрязнение атмосферы, загрязнение почвы, природных вод.
Рекомендации учащимся по действиям
в условиях техноген-
ных
чрезвычайных ситуациях.
Тема 5. Гражданская оборона, ее
организация, предназначение и задачи
по защите населения от последствий
чрезвычайных ситуаций мир-
ного и
военного времени.
Российская система предупреждения
и действия в чрезвы-
чайных ситуациях, ее предназначение,
структура и задачи. Роль
и место гражданской обороны в
чрезвычайных ситуациях мирного
и военного времени.
Единая система доведения до
населения предупредительного
сигнала " Внимание всем ".
Основной способ оповещения населе-
ния в случаях
угрозы или возникновения стихийных бедствий,
аварий катастроф, а также в случае
возникновения угрозы на-
падения противника.
Средства индивидуальной защиты,
защитные сооружения,
приспособления подвальных и других
заглубленных помещений под
противорадиационные убежища для защиты
населения.
Спасательные и другие неотложные
работы в очагах пора-
жения при
стихийных бедствиях, авариях, катастрофах при
применении противником средств
поражения.
Приборы радиационной и химической
разведки и дозиметри-
ческого
контроля.
Организационная структура
гражданской обороны учебного
заведения. Функциональные обязанности
по гражданской обороне
учащихся. Планы по гражданской обороне
учебного заведения
в мирное и военное время.
Проведение объективной тренировки
по подготовке учащих-
ся к
действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях в соответст-
вии с планом
по гражданской обороне учебного заведения.
3 раздел
Основы медицинских знаний и
правила оказания
первой медицинской
помощи.
Тема 1. Медицинская
характеристика состояний, требующих оказания
первой медицинской помощи.
Понятие о болезни, причина болезни.
Внешние и внутрен-
ние факторы,
способствующие заболеванию. Понятие о первой
медицинской помощи, особенности
оказания ее в чрезвычайных
ситуациях.
Тема 2. Характеристика детского
травматизма и первая медицинская
помощь.
Основные виды и причины травм в
школьном возрасте. Прие-
мы оказания первой медицинской помощи
при ссадинах, порезах,
ожогах, обморожениях, укусах насекомых,
попадание инородных
тел в глаз. Понятие о само- и взаимопомощи.
4 раздел
Основы подготовки к военной
службе.
Тема 3. Организация медицинского
обследования, освидетельствование и
постановка на воинский учет ( практическое
занятие на призыв-
ном пунке
военкомата ).
Организация медицинского
освидетельствования врачами-
специалистами и постановка учащихся на
первичный воинский
учет.
5 раздел
Прикладная физическая подготовка.
( смотри программу за 11
класс )
XI класс
1 раздел
Обеспечение безопасности детей в
современных
условиях.
Тема 1. Условия безопасного
поведения детей. ( Проводятся в начале
каждого учебного семестра с доведением
всех мер безопасно-
сти под
роспись в журнале.)
2 раздел
Формирование привычек здорового
образа жизни.
Тема 1. Здоровье и здоровый
образ жизни.
Понятие о здоровье. Здоровье
индивидуальное, семейное,
общественное. Комплекс факторов, влияющих
на здоровье челове-
ка:
зависимость здоровья от состояния биосферы и окружающей
среды, уровня развития науки и техники,
здравоохранения,
сферы обслуживания и условий жизни.
Понятие здорового образа жизни.
Формирование привычек
здорового образа жизни как
медико-социальная проблема. Основ-
ные элементы
здорового образа жизни. Взаимосвязь образа жиз-
ни и здоровья. Факторы риска.
Нетрадиционные методы лечения
и профилактика. Основные требования
здорового образа жизни в
детском возрасте. Личная гигиена детей.
Уход за телом, ротовой
полостью, половыми органами. Гигиена
одежды и обуви.
Использование природных факторов
закаливания ребенка.
Двигательный режим детей, его значение
для профилактики за-
болеваний,
дозирование нагрузки, режим учебы и отдыха. Основы
рационального питания. Рациональная
организация труда и отды-
ха во время учебы, профилактика
утомления. Динамика умствен-
ной работоспособности в течении дня,
недели, года.
Медицинские и социальные аспекты
вредных привычек, влия-
ние алкоголя
на организм. Состав табачного дыма и его влияние
на организм. Понятие о наркомании и
токсикомании, их разрушаю-
щее действие
на организм.
Психологические и физиологические
особенности детского
организма. Психологическая
уравновешенность ребенка, ее зна-
чение для
профилактики заболеваний.
3 раздел
Основы медицинских знаний и
правила оказания
первой медицинской
помощи.
Тема 3. Инфекционные болезни у
детей, их признаки. Меры профилактики.
Понятие об инфекционных болезнях.
Классификация инфек-
ционных
болезней. Меры профилактики.
Понятие об иммунитете.
Профилактические прививки. Факто-
ры, снижающие
иммунитет.
Тема 4. Острые отравления,
тепловой и солнечный удары и первая меди-
цинская помощь.
Классификация острых отравлений.
Общие принципы оказания
неотложной помощи при острых
отравлениях. Тепловой и солнеч-
ный удары,
неотложная помощь и профилактика. Формирование
привычки негативного отношения к
курению, алкоголю и нарко-
мании. Воспитание психологической
устойчивости в опасных си-
туациях.
Тема 5. Первая медицинская
помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при
лучевых поражениях. Приз-
наки
поражения ОВ. Индивидуальная аптечка и правила ее ис-
пользования. Шприц-тюбик. Представление
о дегазации и са-
нитарной
обработке одежды и открытых повреждений тела.
4 раздел
Основы подготовки к военной службе.
Тема 1. Основы обороны
государства.
Основные определения и понятия об
обороне государства,
ее организации. Средства вооруженной
защиты и борьбы.
Вооруженные Силы Российской
Федерации. Основополагающие
документы, определяющие основные
положения по обороноспособ-
ности
государства и обязанности граждан по защите Отечества.
Боевые традиции Российских
Вооруженных Сил. Символы
воинской чести.
Тема 2. Назначение, состав и
принцип строительства российских Воо-
руженных Сил.
Российские Вооруженные Силы на
современном этапе, наз-
начение,
состав, виды Вооруженных Сил, рода войск, их воору-
жение и
боевые возможности. Специальные войска, их предназ-
начение.
Особенности прохождения службы в
различных видах Воору-
женных Сил и
в родах войск в мирное и военное время. Основные
требования к призывнику с учетом
специфики служб. Рекоменда-
ции по выбору
и подготовке к службе в Вооруженных Силах.
Тема 3. Организация медицинского
обследования, освидетельствование и
постановка на воинский учет (
практическое занятие на призыв-
ном пунке
военкомата ).
Организация медицинского
освидетельствования врачами-
специалистами и постановка учащихся на
первичный воинский
учет.
Тема 4. Воинская обязанность и
военная служба граждан.
Общие положения о воинской
обязанности, законодатель-
ство
Российской Федерации о воинской обязанности и военной
службе.
Воинский учет. Организация
воинского учета. Первоначаль-
ная
постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан
по воинскому учету.
Подготовка граждан к военной службе.
Обязательная под-
готовка к военной службе и ее
содержание.
Призыв граждан на военную службу,
порядок освобождения
и отсрочки от призыва на военную
службу. Поступление граж-
дан на военную службу по контракту.
Альтернативная служба.
Сроки военной службы. Основные
обязанности граждан при испол-
нении военной службы.
Военная форма одежды. Военная
присяга и порядок ее при-
нятия. Воинские
должности и порядок назначения на них. Соста-
вы военнослужащих и воинские звания,
порядок их присвоения.
Запас Вооруженных Сил Российской
Федерации и порядок зачис-
ления в
запас. Статус военнослужащего. Основные права, свобо-
ды и гарантии
по социальной защите.
Тема 5. Воинские уставы и
воинские коллективы.
Воинские уставы, история их
создания. Значение воинских
уставов в жизнедеятельности
военнослужащих и воинских коллек-
тивов.
Воинская дисциплина, ее сущность и значение.
Воинские коллективы, понятие о
воинском коллективе,
внутриколлективные
отношения.
Понятие о психологической
совместимости личного состава
и ее значение при выполнении боевых
задач.
Тема 6. Военно-учебные заведения
Вооруженных Сил России.
Общая классификация военных
училищ. Правила приема в
военные училища, условия приема,
порядок отбора кандидатов,
вступительные экзамены.
Оканчание
военно-учебного заведения. Присвоение офицер-
ского звания,
назначение на должность, прохождение службы на
офицерских должностях.
5 раздел
Прикладная физическая
подготовка.
Программа по прикладной физической
подготовке составлена
исходя из условий обучения учащихся в
инженерно-техническом
лицее ( большая загруженность по
общеобразовательным предме-
там, учеба в ВУЗАХ ),небольшая
учебно-материальная база по
физической культуре, наличие
уникального тренажерного зала.
Она охватывает несколько видов
спортивной деятельности и ин-
тегрированно
входит в уроки физической культуры, которые про-
водит преподаватель-организатор ОБЖ
совместно с учителями
физической культуры ( является
преподавателем физической ку-
льтуры ).
Занятия проводятся без разделения
на группы - девушки,
юноши, поэтому основное направление
деятельности учащихся на
таких занятиях - это самостоятельная
работа индивидуального
или группового характера. Юноши в
большей мере используют
упражнения на развитие силы,
выносливости, ловкости,быстроты.
Тема 1. Упражнения для развития
мышц.
Выполнение общефизических
упражнений для мышц рук, ног,
туловища. Упражнения на перекладине (
поднос прямых ног,
подъем переворотом ), на гимнастической
стенке, на брусьях.
Выполнение упражнений по карточкам для
различных групп мышц
( карточки прилагаются ).
Тема 2. Упражнения для развития
ловкости, специальных качеств.
На уроках по легкой атлетике:
- ходьба обыкновенным шагом;
- ускоренная ходьба;
- бег " трусцой ";
- бег средней мощности;
-
бег максимальной мощности;
- прыжки в длину с разбега;
- прыжки в высоту с разбега;
- прыжки в длину с места;
- метание мяча.
На уроки по спортивным играм
выносятся специально направ-
ленные упражнения для развития
физических качеств: быстроты,
ловкости, прыгучести, скоростной
выносливости, устойчивости
к гипоксии, вестибюлярной
устойчивости.
На уроках по лыжной подготовке:
упражнения на равновесие,
стойки на носках, одной ноге,
разновидности ходьбы, тоже са-
мое, но в сочетании с движениями
руками, поворотами. Повороты
на месте и в движении, преодоление
препятствий, передвижение
с грузом, подъемы и спуски различной
категории сложности.
Тема 3. Приемы самозащиты.
Разучивание и тренировка в
выполнении: подготовительных
приемов самозащиты ( самостраховка ); задняя подножка; свя-
зывание
противника; защита от ударов рукой, ногой, освобож-
дение от
захвата противника, защита от ударов ножом сверху,
снизу, сбоку, прямо; обезоруживание
противника.
Тема 4. Туризм и ориентирование
на местности.
Отработка вопросов ориентирования
на местности,отработка
самостраховки
при преодолении препятствий, преодоление пре-
пятствий.
Порядок движения по азимуту.
Однодневный пеший поход.
Экипировка, подгонка снаряжения
и обуви. Правила передвижения,
ориентирование на местности.
Особенности передвижения и ориентирования.
Прокладка маршрута,
определение мест привалов. Разбивка
лагеря, приготовление
пищи.
6 раздел.
Факультативные занятия.
Факультативные занятия по
программе, разработанной на
основе учебных элементов, содержащихся
в данной программе.